Wapbum.ru

Wapbum.ru - обоюдовыгодный блог

Метки: Головня анатолий дмитриевич мастерство кинооператора, головня анатолий дмитриевич.

Головня Анатолий Дмитриевич
Дата рождения:

20 января (2 февраля) 1900(1900-02-02)

Место рождения:

Симферополь,
Таврическая губерния,
Российская империя

Дата смерти:

25 июня 1982(1982-06-25) (82 года)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Профессия:

кинооператор, теоретик кино, педагог

Направление:

социалистический реализм

Награды:
IMDb:

ID 0326670

Внешние изображения
Надгробный памятник

Анатолий Дмитриевич Головня́ (19001982) — советский оператор, теоретик кино, педагог.

Герой Социалистического Труда (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1966). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951). Член ВКП(б) с 1944 года.

Содержание

Биография

А. Д. Головня родился 20 января (2 февраля1900 года в Симферополе.

Работал в кино с 1925 года. В 1926 году окончил операторский факультет ГТК. С 1934 года — преподаватель ВГИКа, с 1939 года — профессор. Доктор искусствоведения (1966).

А. Д. Головня умер 25 июня 1982 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.[1]

Жена и соавтор многих операторских работ — Т. Г. Лобова.

Память

В 2005 году Евгенией Головней снят документальный фильм «Анатолий Головня и его женщины». В 2010 году — «Острова. Анатолий Головня» (реж. Злата Школьная; для т/к «Культура»).

Творчество

Работал ассистентом оператора у А. А. Левицкого (фильм «Луч смерти»).

Творчество мастера развивалось в сотрудничестве с режиссёром В. И. Пудовкиным. В первых же своих работах он пытался освободиться от штампов старой операторской школы, в процессе работы осваивал новый монтажный метод съёмки с его динамичной сменой планов и ракурсов, позволяющей активно выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность.

Съёмка фильма «Мать» выдвинула его в первые ряды мастеров советского операторского искусства. Во многом следуя традициям реалистической живописи, А. Д. Головня стремился найти такую форму кадра, чтобы все его элементы с максимальной выразительностью раскрывали содержание эпизода. Эта тенденция отчётливо проявилась в своеобразии ракурсных построений, определивших новизну зрительского восприятия. Несмотря на скупость красок (изображение построено на короткой тональной гамме и контрасте крупных световых пятен), оператор добивается большой выразительности, органично вплетая изобразителную линию фильма в драматическую ткань. Значительную роль в эмоциональной окраске картины играет пейзаж. Усиливая настроение и идейное содержание эпизодов, пейзажи мастера в то же время придают фильму в целом русский национальный колорит.

В дальнейшем А. Д. Головня широко использовал смелые экспрессивные повороты кинокамеры, приёмы оптической деформации, стремился к максимальной динамичности композиции кадра. Жизненная правда — основа творчества оператора.

Фильмография

Сценарии

Сочинения

  • «Свет в искусстве оператора» (1945)
  • «Фотокомпозиция» (1962, с Л. П. Дыко)
  • «Мастерство кинооператора» (1965)
  • Композиция фотокадра, М., 1938.
  • Съемка цветного кинофильма. М., 1952.
  • Композиция кинокадра. М., 1965.
  • Экспонометрия съемки. М., 1966.
  • Экран — моя палитра. М., 1971.
  • Киноосвещение. М., 1973.
  • Операторское мастерство. М., 1976.
  • Творчество оператора фильма. М., 1978.

Награды и премии

Источники

  • Громов Е. Кинооператор А. Головня. М., 1980.

Примечания

  1. Головня Анатолий Дмитриевич (1900-1982)

Ссылки

  • Биография на сайте КИНО-ТЕАТР
  • Энциклопедия отечественного кино - Головня Анатолий Дмитриевич
  • М. Голдовская А. Д. Головня // Десять операторских биографий. В. 1. М., 1978.
  • Головня Анатолий Дмитриевич // Кино: Энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.

Tags: Головня анатолий дмитриевич мастерство кинооператора, головня анатолий дмитриевич.