Wapbum.ru

Wapbum.ru - обоюдовыгодный блог

Метки: Алексий 1 патриарх московский и всея руси википедия, патриарх московский и всея руси кирилл официальный сайт, тихон белавин патриарх московский и всея руси, проповеди кирилл патриарх московский и всея руси проповедь, кирилл патриарх московский и всея руси википедия.

Святе́йший[1] патриа́рх Моско́вский и всея́ Руси́ — титул предстоятеля Русской православной церкви. В разные годы использовались разные вариации титула: «Патриарх Московский и всея Русии», «Патриарх Московский и всея России», «Патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России» и другие. Современная форма, «Патриарх Московский и всея Руси», использовалась в древности и используется современными историками для обозначения всех патриархов, при избрании на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 году стала официальным титулом[2].

Являясь епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Патриарх Московский и всея Руси кроме того, в соответствии с уставом РПЦ,[3] обладает рядом общецерковных полномочий в рамках поместной Русской православной церкви.

Патриаршество учреждено в Москве в 1589 году: первым патриархом стал Иов. Упразднено в 1721 году; восстановлено 28 октября (10 ноября1917 года решением всероссийского поместного собора.

Содержание

История

Учреждение московского патриархата

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата, май 1590 года

Патриаршее достоинство было усвоено митрополиту Иову лично вселенским патриархом Иеремией II в мае 1589 года (Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 года, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых Иеремия фактически пребывал под домашним арестом); затем подтверждено соборами в Константинополе в 1590 и 1593, о чём в Москву были посланы грамоты.

Значительную роль в исходатайствовании решения восточных патриархов сыграл Борис Годунов, фактически управлявший тогда Русским царством при царе Феодоре Иоанновиче. Единоличные действия патриарха Иеремии в Москве вызвали неоднозначную реакцию на православном Востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов Мелетий Пигас, ставший в 1590 году (после собора в Константинополе) александрийским патриархом; Мелетий был убеждён, что действия Иеремии в Москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны русских[4]. Тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года (на грамоте 1590 года подпись александрийского патриарха отсутствовала, ввиду междупатриаршества).

В Уложенной грамоте 1589 года[5], в частности, декларировалась известная по более ранним источникам концепция Москвы (точнее, «Росийского царствия») как «Третьего Рима»: «<…> Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде»[6].

Как показали графологические исследования конца XX века, значительная часть подписей иерархов (кроме самого патриарха Иеремии II) на Грамоте 1590 года была поддельной (из 105 подписей участников Собора не менее 70 не подлинны: выполнены не указанными в этих подписях иерархами)[7][8], что, вероятно, было вызвано спешкой; все подписи на акте Великого Константинопольского собора 1593 года (42 иерарха) — подлинные[7].

Желание московского правительства было в том, чтобы московский патриарх занял третье, по александрийском патриархе, место в диптихе, но такое требование было категорически отвергнуто.

Упразднение

По смерти Патриарха Адриана в 1700 году Пётр I воспретил избрание нового патриарха и по прошествии 20 лет учредил Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». В последовавший так называемый синодальный период органы церковно-административного управления в России рассматривались и как учреждения государственного управления[9].

Восстановление

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

Исторические редакции титула и богослужебного поминовения

Пять первых патриархов русской церкви
(лубок второй половины XIX века)

В дониконовское время наименование страны в титуле выглядело как Русия; в конце XVII века — Россия (на греческий манер). Полная титулатура допетровских патриархов содержала титул и всех северных стран Патриарх. В Уложенной грамоте 1589 года (написанной на русском языке московскими писцами) первый патриарх московский Иев (Иов) именовался различно: «святейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия» и «Патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии»[6].

Патриарх Никон полностью подписывался как Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх. На гробнице последнего досинодального патриарха Адриана в Успенском соборе Московского Кремля титул его выглядит как Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.

Патриарх Тихон (Беллавин) (19171925) носил титул Московский и всея России.[10]

Портреты московских патриархов в резиденции Патриарха московского и всея Руси в Переделкине

Современная редакция титула — Святейший Патриарх Московский и всея Руси[11] — была предложена Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием в конце сентябре 1943 года и одобрена Председателем Совета народных комиссаров И. В. Сталиным.[2][12].

По мнению Владислава Цыпина, причиной перемены титула с «Патриарх Московский и всея России» на «Патриарх Московский и всея Руси» был факт, что «Россией» в СССР называлась только часть страны; а слово «Русь» несло ассоциацию с Киевской Русью, в которой предки православных русских, украинцев и белорусов были единым народом; слово «Русь» поэтому обозначало бо́льшую территорию, чем «Россия»[2].

Титулование московского патриарха святейший отмечено уже начиная с Иова; в XVII веке между этим эпитетом и именем нередко вставлялось слово кир (греч. κύριος — господин): например, «Святейший кир Иоаким». Титул святейший не признается за московскими патриархами древними восточными патриархатами и прежде всего — константинопольской (Константинопольской) патриархией, которая в своих сношениях с Московской патриархией использует применительно к московскому патриарху титул блаженнейший (греч. Μακαριότης) — как и в отношении прочих патриархов.

В допетровское время титул патриарха обычно содержал также слова «Божиею милостию»; в XX в. эти слова используются только в особых категориях документов: томосах, посланиях восточным патриархам и некоторых других.

Особый интерес представляют почётные именования патриарха великий господин и великий государь: первое в составе богослужебного поминовения патриарха было введено всероссийским поместным собором 17 ноября 1917 года и вызвало протесты и недоумения некоторых в церковной среде[13]; второе возникло из-за того, что патриарх Филарет приходился отцом царю Михаилу Фёдоровичу и был фактическим соправителем. У его преемника патриарха Никона титулование великий государь стало одним из предметов распри между ним и царём Алексеем Михайловичем и было упразднено. Положение об управлении РПЦ от 31 января 1945 года: «Имя патриарха возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ <…> по следующей формуле: „О святейшем отце нашем (имя), Патриархе московском и всея Руси“»[14]. До того слова «отец» не было.

Избрание в настоящее время

Согласно действующему уставу от 2000 года, сан патриарха является пожизненным; право суда над патриархом и низложения его, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит архиерейскому собору.

В период вакансии патриаршей кафедры священный синод избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола. «Не позднее шести месяцев по освобождении патриаршего престола местоблюститель и священный синод… созывают поместный собор для избрания нового патриарха московского и всея Руси».

Кандидат в патриархи должен быть архиереем РПЦ не моложе 40 лет, обладать «высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления».

Процедура избрания патриарха уставом не детализирована; «процедуру избрания местоблюстителя устанавливает священный синод»[15]. В 2011 году президиум межсоборного присутствия рассмотрел проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» и решил разослать его в епархии для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии.[16]

В XX веке митрополит Тихон на патриарший престол был избран жребием из трёх предварительно утверждённых на поместном соборе кандидатов; в период жёсткого государственного контроля над делами РПЦ Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на поместном соборе в 1990 году тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утверждённые ранее архиерейским собором (причём поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

По избрании, по традиции, кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле: «Преосвященнейший митрополит [имя], священный и великий собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России» — «Понеже священный и великий собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.

Полномочия и статус в настоящее время

Согласно действующему Уставу РПЦ (от 2000 года с позднейшими поправками),[3] принятому в 2000, патриарх «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен поместному и архиерейскому соборам <…> имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно с синодом, являясь его председателем». Патриарх созывает архиерейские и поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно Уставу РПЦ, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь[17], зелёная мантия, две панагии, великий параман и предносный крест».

Резиденция московского патриарха в Переделкине

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей (правящий епископ) Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области; а также, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет всеми церковными ставропигиями[18].

Официальная резиденция патриарха и синода — Данилов монастырь в Москве (Даниловский вал, 22); рабочая с сентября 1943 года — Чистый переулок, 5 в Москве, близ ул. Пречистенка; летняя резиденция — в Ново-Переделкине (7-я улица Лазенки; бывшая усадьба Колычёвых в селе Спасское-Лукино) ЗАО Москвы. Последняя была передана московской патриархии как подарок по случаю 75-летия патриарха Алексия I в 1952 г.[19].

По сообщениям СМИ[20][21][22], с января 2000 по распоряжению и. о. президента России В. В. Путина находится под охраной Федеральной службы охраны (ФСО).

Хронологический список московских патриархов

Первый Патриарший период (1589—1721)

Патриарх Мирское имя Период патриаршества Изображение
Святой Иов Иван 23 января 1589  июнь 1605
Игнатий * 30 июня 1605  май 1606
Святой Гермоген Ермолай 3 июня 1606  17 февраля 1612
Филарет Фёдор Никитич Романов 24 июня 1619  1 октября 1633
Иоасаф I 6 февраля 1634  28 ноября 1640
Иосиф Дьяков 27 мая 1642  15 апреля 1652
Никон Никита Минин (Минов) 25 июля 1652  12 декабря 1666
Иоасаф II Новоторжец (прозвище) 10 февраля 1667  17 февраля 1672
Питирим 7 июля 1672  19 апреля 1673
Иоаким Иван Петрович Савелов 26 июля 1674 17 марта 1690
Адриан ** Андрей 24 августа 1690  16 октября 1700

* Поставлен Лжедмитрием I при живом патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей. После смерти Лжедмитрия собором иерархов лишен патриаршего престола и святительского сана.

** После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 17001721 Блюститель патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский). Пётр I в 1721 году учредил духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший правительствующий синод — государственный орган высшей церковной власти в российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением всероссийского поместного собора 28 октября (11 ноября1917 г.

Второй Патриарший период (1917 — наст. время)

Патриарх Мирское имя Период патриаршества Изображение
Святой Тихон Василий Иванович Беллавин 21 ноября (4 декабря1917  7 апреля 1925
Сергий Иван Николаевич Страгородский 8 сентября 1943  15 мая 1944
Алексий I Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945  17 апреля 1970
Пимен Сергей Михайлович Извеков 2 июня 1971  3 мая 1990
Алексий II Алексей Михайлович Ридигер 10 июня 1990  5 декабря 2008
Кирилл Владимир Михайлович Гундяев 1 февраля 2009  настоящее время

См. также

Примечания

  1. Константинопольская патриархия и некоторые другие православные патриархаты в своих официальных сношениях с московским патриархатом используют титулование «Его Блаженство».
  2. ↑ История Русской Церкви 1917-1997. Гл. VII.
  3. ↑ Устав Русской Православной Церкви (принят на Архиерейском Соборе 2000 г.; Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг. в текст Устава был внесен ряд поправок) // IV. Патриарх Московский и всея Руси.
  4. Н. Каптерев. Характер отношений России к православному Востоку. М., 1885, стр. 52.
  5. Написана от имени освященного собора, состоявшегося в Москве в конце января того же года и называвшего себя «Собором великаго Росийскаго и Греческаго царства».
  6. ↑ Уложенная грамота об учреждении в России патриаршества. 1589 г., май
  7. 1 2 Православная энциклопедия. М. 2000, Том «Русская православная церковь», стр. 79.
  8. Российский государственный архив древних актов // Уложенная грамота вселенского собора об установлении патриаршества в Москве. 1590 г. РГАДА. Ф.52. Оп.2. Ед. хр.5. Л.2.
  9. Ведомство православного исповедания // Православная энциклопедия. Том VII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 369. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-010-2
  10. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
  11. Гл. IV, п. 1 Устава РПЦ
  12. «Сентябрь 1943 г.» // Одинцов М. И. Русские патриархи XX века. М.: Изд-во РАГС, 1994 Записка Г. Г. Карпова о приёме И. В. Сталиным иерархов РПЦ
  13. Глава V: Поместный собор РПЦ и свержение монархии (1917 ГОД) из книги: М. А. Бабкин. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2007, стр. 402—405.
  14. Православный церковный календарь на 1946 год. М., стр. 58.
  15. См. гл. IV, п. 13 устава РПЦ
  16. Проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси»
  17. Белый куколь — уникальный элемент монашеского облачения только предстоятелей Русской церкви.
  18. См. гл. IV, п. 10 Устава РПЦ
  19. Колычевы
  20. Патриарха будут лучше охранять. Православие.Ru: выпуск новостей от 17 января 2000 года
  21. Колода Российской Федерации «Власть» № 44 (547) от 10 ноября 2003.
  22. ФСО «объяснила», на каком основании обслуживает Патриарха. Никто ничего не понял NEWSru, 27 января 2011.

Ссылки

  • Уложенная грамота 1589 г. // Кормчая. — М., 1653.
  • № 59. Грамота уложенная об учреждении в России патриаршеского престола // Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Часть вторая / под ред. графа Н. П. Румянцева и А. Ф. Малиновского. — М., 1819. — С. 95—103.
  • Деяние Константинопольского собора 1593 года, которым утверждено патриаршество в России («Труды Киевской духовной академии». 1865 г. Том 3)
  • м-т Макарий (Булгаков). История Русской церкви. Том 5. Отдел 1 // УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ
  • Протоиерей Лев Лебедев. Десять Московских патриархов
  • Андрей Петрович Богданов. Тайны первого патриарха
  • Всероссийский выбор. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 8 июня 2009.
  • Чин интронизации патриарха московского и всея Руси: история и современность. Часть 2. Интронизация митрополитов и патриархов всея Руси статья священника Михаила Желтова

Tags: Алексий 1 патриарх московский и всея руси википедия, патриарх московский и всея руси кирилл официальный сайт, тихон белавин патриарх московский и всея руси, проповеди кирилл патриарх московский и всея руси проповедь, кирилл патриарх московский и всея руси википедия.